Встреча эпох: сочетание традиций и современного театра в «Кащее Бессмертном»

3 декабря в уютных стенах театра у Никитских ворот и 5 декабря в Государственном музее — культурном центре «Интеграция» имени Н. А. Островского состоялась премьера Камерного оперного театра содружества «Гомер» — инклюзивной оперы Николая Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».

Постановка не просто перекликается с традициями русской культуры, но и открывает новые горизонты, сочетая элементы инклюзивного театра с классическим репертуаром. В этом спектакле произошла настоящая встреча эпох, где старина и современность обрели своё звучание в одном зале.

Исторически «Кащей Бессмертный» является произведением, выросшим из русского фольклора. Стихия зла в опере стала главенствующей, что повлекло за собой качественное изменение выразительных средств. Музыка Римского-Корсакова с огромной силой передает атмосферу мертвого, бездушного царства.

Спектакль был воссоздан с использованием современных театральных технологий и подходов. Постановка наполнена свежими красками в вечном конфликте и перенаправляет его в новую плоскость.

К основным моментам инклюзивного подхода в спектакле стоит отнести его доступность для людей с различными формами инвалидности. Это не просто компиляция уникальных артистов, а создание пространства, где каждый человек, даже с ограничениями, может почувствовать себя частью большого общего дела. Как показал опыт команды, работающей с инклюзией, важно не просто вовлекать людей с инвалидностью, но и выделять их талант как самостоятельную ценность. Работы последних лет показывают, что инклюзивное искусство становится неотъемлемой частью культурной жизни и способствует формированию более чуткого общества.

Елена Мартиросова, (инвалид по зрению 1 группы) и обладательница восхитительного сопрано, в роли Царевны-красы потрясающе олицетворяет свет, который проникает в мрак злого царства. Использование традиционных элементов миманса помогает создать эффект присутствия и живого взаимодействия между персонажами. В этом контексте крайне важно зафиксировать, как инклюзия меняет восприятие привычного сценического действия. Вопреки стереотипам, инклюзия в искусстве часто становится катализатором для новых форм самовыражения и взаимодействия, что можно было наблюдать на сцене театра.

Александр Полковников, исполнивший роль Ивана-королевича, сформулировал глубокую интерпретацию героического образа молодого воина, жаждущего победы, но иногда наивного в своей искренности. Его баритоновый голос, наполненный силой, стал символом надежды, несмотря на общую устрашающую атмосферу. В непредсказуемом взаимодействии с Кащеевной — Анастасией Ковалёвой, публика могла наблюдать всю гамму эмоций, от несчастной любви до страдания и вины. Кащеевна, будучи заложницей злого влияния отца, забиралась в сердце зрителей не только благодаря своей красивой партии, но и эмоциональной искренности, которую в ней сумела вложить Анастасия Ковалёва.

Дмитрий Мазанский, сыгравший Кащея, явил собой действенную иллюстрацию того, как фигура деспота может быть интереснее и сложнее, чем это кажется на первый взгляд. В его исполнении обратное кликало к зрителю: монструозный злодей, требующий любви, но не способный её дать. Публика этому предалась, погрузившись в его внутреннюю борьбу, резонирующую с классическими конфликтами в искусстве.

Михаил Исмиханов (инвалид по зрению 2 группы) и исполнитель Бури-ветер, сильный бас одухотворил свободой и вдохнул жизнь в постановку.

Грандиозное музыкальное оформление, оркестровая запись от Павла Зверева под исполнение хоровых партий Академического хора Банка России впечатляет. Интересно вплетенное повествование тифлокомментирования оперы, разделенное на три акта, что важно для зрителей незрячих, пришедших послушать представление.

Тени предвестников (исполняет миманс театральная студия «Калейдоскоп») символизируют зло, но и служат помощниками в делах Кащея, представляют собой многоуровневый мир действий. Они чудесным образом меняются под воздействием любви — чувства, что не знает преград, и способно преобразить даже самых закоренелых злодеев. Такой мотив становится центром всей постановки.

Подобные подходы к инклюзивному театру уже ставят знаковый характер: создание общих ценностей и акцентов на важности понятия «социальной ответственности» в искусстве становится неотъемлемой частью борьбы за права людей с инвалидностью.

Премьера «Кащей Бессмертного» в Камерном оперном театре содружество «Гомер» — это не только традиция, переплетенная с современными темами, но и площадка, несущая в себе свет инклюзивного подхода. Это событие задаёт новый вектор для развития оперного театра в России, показывая, что любовь и добро могут и должны оставаться важной частью их рассказывания.

Фото: Анастасия Горбачева.

Кащей Бессмертный — Дмитрий Мазанский.

Кащеевна — Анастасия Ковалёва.

Царевна-краса — Елена Мартиросова.

Иван-королевич — Александр Полковников.

Буря-ветер — Михаил Исмиханов.

Режиссёр-постановщик — Лайла Орливская.

Постановщик музыкальных номеров и художественный руководитель театра — Анастасия Зверева.

Музыкальное оформление — Павел Зверев.

Постановщик пластических номеров — Наталья Корнева.

Председатель правления АНО КОТС ГОМЕР — Татьяна Винникова.